Из-за пандемии коронавируса популярность удаленного обучения сильно выросла: платформы с онлайн-курсами сообщают о росте числа слушателей в 5-8 раз. Самое время запускать собственные курсы. Разобрались, как это сделать, с какими рисками сталкиваются онлайн-стартапы и какие ошибки совершают чаще всего. Помогал в этом Александр Згода, генеральный директор Центра Образовательных Технологий Advance.
С этого должна начинаться любая онлайн-школа. В какой бы сфере вы ни запускали проект, лучше всего первый курс посвятить основам деятельности. Целевой аудиторией подобных программ будут новички. Например, если вы решили открыть языковые курсы, то они должны быть ориентированы на тех, кто только собирается начать изучение. Если ваш курс посвящен какой-либо профессии, то на нем стоит рассказывать о навыках, которые позволят заполучить позицию начинающего по специальности.
Логика здесь такая: новички в любой сфере наименее требовательные, и шансы на успех курса наиболее высокие. У вас будет возможность «обкатать» программу и сделать её лучше в дальнейшем. А еще остается возможность для разработки более углубленных учебных программ.
Нужно четко понимать, для кого предназначен ваш курс: пол, возраст, социальный статус потенциального слушателя, его интересы и жизненные ценности, задачи, которые он может решить с помощью вашего курса. Имея представление об этих параметрах, проще наладить контакт с потенциальными клиентами и убедить их в необходимости ваших материалов.
После того, как вы определились с темой и целевой аудиторией, нужно понять, в каком формате вы будете доносить информацию до слушателей. Есть несколько популярных форматов: статьи, видеоуроки, вебинары, электронные курсы. У каждого есть достоинства и недостатки. Например, статьи достаточно просто и дешево подготовить, но зато они не подходят большинству направлений: изучать иностранный язык только по лекциям и статьям невозможно. Вебинары позволяют общаться вживую, получать обратную связь, но часто бывают заполнены «водой». Еще есть риск, что в любой момент может испортиться связь, оборваться интернет-соединение. К тому же для их проведения нужны специальные платформы, а это влечет дополнительные расходы.
Размещать онлайн-курсы можно на нескольких площадках:
После создания продукта нужно выбрать для него бизнес-модель. По словам Александра Згоды, генерального директора Центра Образовательных Технологий Advance, для онлайн-курсов самыми подходящими моделями являются:
Как правило, большинство начинает с третьего варианта, потом автоматизируют часть курса, делая трипваер. После чего автоматизируют донесение контента основного курса ― таким образом создавая полностью автономную онлайн-школу.
Всегда нужно быть готовым к тому, что проект не оправдает надежд и его придется закрывать. Эксперт выделяет несколько факторов риска, из-за которых курсы не принесут ожидаемого результата:
Есть вероятность, что ваш курс не нужен никому кроме вас. Этот риск актуален для любого бизнеса, но в онлайн-образовании он значительно острее ― приходится конкурировать со всеми специалистами из выбранной области. Если оффлайн эксперт является лучшим в своем городе или области, то выходя в онлайн, он начинает конкурировать со специалистами со всего мира, которые рассказывают о предмете на том же языке.
Многие думают, что бизнес на онлайн-образовании не требует значительных ресурсов на поддержание текущей деятельности. Да, не нужно арендовать магазин или офис, платить за оборудование, налаживать производственные линии. Но другие затраты остаются: зарплата, программное обеспечение, техника, гонорары экспертам и т.д.
Подготовить качественный образовательный курс в одиночку практически невозможно. Если эксперт (автор контента) и продюсер проекта ― одно лицо, то скорее всего ему не хватит креативности или организованности для реализации задуманного.
Поэтому нужна команда единомышленников. Но в этом случае нужно заранее распределить внутри коллектива обязанности и зоны ответственности. Иначе есть риск, что с получением первых денег партнеры начнут считать, кто сколько зарабатывает, и кто-то покинет коллектив с чувством недооцененности. Однозначно должны быть заранее прописаны роли и назначен один человек, ответственный за принятие ключевых решений.
Сегодня, создав онлайн-курс, нужно продвигать и продавать его через интернет, а это технически сложная область, которая требует больших вложений ― за последние несколько лет инструменты продвижения стали очень дорогими, сложными и взаимосвязанными. Это вызов и для крупных компаний, а для небольших стартапов особенно.
Поэтому деньги, потраченные на привлечение клиента, должны возвращаться за счет продаж. И дело даже не столько в количестве продаж, сколько в стоимости курса. Если ваши материалы действительно приносят пользу слушателям, не стесняйтесь просить за них хороших денег. Дешевые продукты легче продавать, но в таком случае попросту не будет хватать денег для привлечения новых клиентов.
Бизнес-план — это программа действий компании, разработанная на конкретный срок. С его помощью можно рассчитать затраты на реализацию, составить бизнес-модель, оценить рынок. Но в первую очередь он должен отвечать на вопрос, как проект будет зарабатывать деньги.
Поэтому Александр Згода, помимо стандартных пунктов, в бизнес-плане онлайн-школы рекомендует учесть следующее:
Кроме этого, если вы не имеете опыта в коммерческом онлайн образовании, то ни при каких обстоятельствах не начинайте этот бизнес с кредитных денег и не настраивайте рекламу на кредитные карточки. Неправильные настройки рекламы могут потратить 500 000 рекламного бюджета за 1 день, вы даже не успеете понять в чем дело.
Запустить идеальный продукт с первого раза вряд ли получится. В процессе работы наверняка будут выявляться недочеты, которые придется исправлять в дальнейшем.
Но есть несколько основных ошибок, которых лучше избегать с самого начала ― они могут существенно затруднить успешную реализацию проекта.
MVP означает минимально жизнеспособный продукт. С его помощью можно проверить, пользуется ли спросом ваш курс, «прощупать» целевую аудиторию и получить обратную связь, в случае необходимости — доработать продукт. И уже после этого выпускать на рынок полноценный курс, который учитывает все нюансы, которые помог выявить MVP.
Не стоит рассчитывать на успех, если целевая аудитория вашего обучающего курса составляет всего несколько сотен человек. Можно быть первоклассным экспертом и глубоко разбираться в самых трудных и узких сегментах какой-либо темы, но онлайн-школа ― это в первую очередь бизнес, который нуждается в постоянных продажах.
Запуск обучающего курса требует много усилий. Маркетинг, привлечение трафика, упаковка самого продукта, общение с учениками ― все это не под силу сделать одному человеку, ему просто не хватит времени.
Конечно, необходимо знать, как все устроено, поработать руками с разными системами, научиться запускать вебинары, но все равно, нужна команда, чтобы распределить все обязанности. Так весь объем работы будет выполняться быстрее.
Логика онлайн-школы должна строиться на том, что вы создаете продукты, которые могут быть как-то связаны между собой и интересны человеку, которого вы уже привлекли. Если в онлайн-школе есть набор разрозненных курсов, то этих кросс-продаж не возникнет, и, соответственно, придется опять платить за нового клиента. А если вы привлекли клиента на один курс, затем предлагаете второй и третий, дополнительные услуги, то возникает логика, связанная с тем, что можно слушателю допродать новые продукты. Таким образом, LTV (Lifetime Value), или пожизненная ценность клиента, будет выше, стоимость привлечения этого клиента будет постепенно снижаться, что позволит заработать больше денег.